Федотов Станислав Петрович

Станислав Петрович Федотов родился 5 марта 1938 г. в селе Соколове Алтайского края. С полной биографией и библиографией автора можно ознакомиться здесь. Воспоминания о войне он воплотил в своей разноплановой лирике.

Детские впечатления автор воплощает в стихотворении «Облака», где автобиографический лирический герой приходит к рассказчику во сне:

Я люблю смотреть на облака.
С ними как-то мне
привольней дышится.
И как будто даже лучше пишется.
Мне под ними
сладко-сладко спится...
Но нередко детство Славки снится.
 
Я его сквозь линзу четко вижу.
(Жизнь моя - той линзы толщина!)
Сорок первый. Август. Тишина.
Славка смотрит в небо пыльно-рыжее.
А на Славку,
Проглотив закат,
лавой
наползают
облака.
Нет,
Такие
Дымкой не растают!
Шевелятся.
лезут,
нарастают!
Бомбовозы,
Танки,
Корабли
Небо прогибают до земли.
 
Чудища толпятся головастые
В кованых тяжелых сапогах.
Молнии сплетаются,
Как свастики,
На покатых броневых боках.
Громыханье катится низами
Ближе...
ближе!
ближе!
И внезапно
Очередь свинцовых крупных пуль
Пузырями вспучивает пыль.
 
Пули беспощаднейшие эти
Бьют
По замирающей планете,
Бьют по Славке,
По его игре,
Брошенной на маленьком дворе.
И мальчонке никуда не деться:
Низко-низко
Глыбы туч лежат...
Если б в детство можно было,
В детство,
Как бывало прежде,
Убежать,
Под его надежную защиту
От обиды, страха, горьких слез...
Только детство
Досками зашито,
Как в парадной двери –
Вперехлест…
 
…Облака.
Мне с вами просто дышится.
Облака, мне легче с вами пишется.
Мне под вами сладко-сладко спится…
 
До сих пор мне
Детство Славки
Снится.
 
Неизбежность войны, невозможность скрыться от нее понятно и повествователю, и маленькому герою стихотворения. Детство оказывается безвозвратно потерянным, и вернуть его уже невозможно – оно украдено войной у целого поколения ребят по всей стране.

В стихотворении «О масштабах» лирический герой вспоминает о войне уже в день своего пятидесятилетия, за праздничным столом. От радостных мыслей он постепенно переходит к понимаю того, что современным людям катастрофически не хватает любви:

И враждебности запах висит
над толпою, хватающей что-то.
Ой, какой же у нас дефицит
на взаимность любви и заботы!
 
И не начал бы я разговор,
да соседка у нас, баба Таня,
вспоминает войну до сих пор:
«Не хватало одежи, питанья,
но такого, как вижу сейчас,
чтоб все рвали и всем было мало,
не бывало в России у нас…»
 
Понимаете вы? – Не бывало!
Чтоб война поминалась добром –
это ж нужно докуда скатиться?..
 
Даже война предстает в глазах старушки-соседки лучшим временем, нежели нынешнее: при всех тяготах и лишениях, люди не были лишены главного - любви к ближнему. Именно благодаря любви и сочувствию народ смог пережить эту огромную беду. Сейчас же лирический герой через это сравнение настоящего и военного времени с ужасом осознает, что общество упало на невообразимо низкий нравственный уровень.
 
Память о войне становится темой стихотворения «Тишина на границе». Лирический герой во время путешествия на поезде пересекает границу. В первых двух строфах перед ним предстает мирный пейзаж, но герой осознает, что кроется в этой пасторальной тишине:
 
Но в этой тишине еще живет
Неслышимый,
На кванты расщепленный,
Протяжный грохот первого снаряда,
Попавшего июньским утром в дот.
(Дот и сейчас чернеет, как глазница.)
И кванты эти в сердце проникают
И обжигают, словно излученье…
И поезд наш, внезапно присмиревший,
Переступает стыки осторожно,
Боясь нарушить чудо тишины,
Врачующей, как люди говорят,
Израненную войнами границу.
 
Детские воспоминания воплощаются и в сюжетном стихотворении "Землянка". Лирического героя, едва умевшего играть на школьном баяне, директор отправил выступать перед родителями, пришедшими на собрание. Игра совсем не ладилась, старый баян не подчинялся мальчишке. Один из родителей попросил сыграть "Землянку", и после смущенного отказа лирического героя сам сыграл знакомую всем мелодию. Атмосфера в зале изменилась:
 
И родители наши, отцы и матери,
Что от скуки лузгали семечки и зевали,
Становились постепенно серьезно-внимательными
И тихонько, вполголоса, подпевали.
 
Словно холод военный, недавний, почуяв,
Снова гул орудийный услышав сердцами,
Потянулись к песне, как будто к печурке, 
Сохранившей бережно вечное пламя. 
 
И суровей и резче смыкались морщины
На твердеющих лицах, худых и усталых, 
И влажнели глаза у большого мужчины,
Прижимавшего к сердцу баян-перестарок. 
 
– Вы поладите с ним, я уверен в этом, –
Он, закончив, сказал. – Но не надо – грубо. –
И опять, моего ожидая ответа,
Поглядел почему-то не в глаза – на губы.
 
...А потом уже мне рассказали ребята, 
Перебивая друг друга от нетерпения,
Что баян этот школе подарил в сорок пятом
Оглохший от взрыва учитель пения. 
 
Что на правой руке его порван мускул,
Что дочь его в "пятых" – ученица лучшая,
Что, прижавшись к баяну, он слышит музыку,
Но играет в исключительно редких случаях. 
 
Тема памяти развивается далее в стихотворении «Минута молчания». Автор рисует перед читателем картину празднования Дня Победы в 1965 году в Варшаве, где этот день предстает не в привычной торжественной форме чествования героев-победителей, а как день памяти и скорби, день, в который вспоминаются все ужасы Второй мировой войны: расстрелы пленных, украденные детство и юность целых поколений. И даже отстроившаяся после войны Варшава продолжает хранить в себе эту скорбь.
 
Над Варшавой – гудки.
Над Варшавой – сирены.
Над Варшавой тяжелое небо сереет.
Над Варшавой Девятое Мая плывет –
65-й год.
 
Плач гудков, как стена,
Все собой заслоняет.
Люди головы скорбные
Молча склоняют.
И тюльпаны –
Любимый цветок варшавян, –
Словно алые реки, стекают в туман.
А сирены сердца поднимают отчаянно,
Над страною – минута.
Минута молчания!
И в минуте одной
Сквозь томительный гуд
Миллионы расстрелянных
Стонут минут. 
На минуту в упор наведен пистолет,
И седеет мальчишка пятнадцати лет.
О минута! В тебе умещается век!
Пулеметная очередь... Сто человек!
Тихо падают листья на лица во рву...
 
Я в минуту молчания криком ворвусь!
Сердце, памятью сжатое, птицей замрет:
Может, в этой минуте все детство мое?!
 
...Над Варшавой –
Кристаллами – новые здания.
В основаниях зданий –
Минута молчания.
По аллеям каштаны.
Построившись в ряд,
В шумных листьях
Минуту молчанья хранят.
 
Я в глаза варшавянам с любовью гляжу
И минуту молчанья в себе уношу.
 
Лирический герой обнаруживает особую духовную близость со скорбящими варшавянами, ведь он пережил все те же потери, и главная из них – потеря детства, потеря беззаботной и счастливой поры, которую никто не в силах возвратить всем детям войны.
 

Образы ветеранов автор создает в стихотворении «Играют в карты старички». Герои войны теперь уже не выглядят героически, и только детали, незаметные беглому взгляду, помогают лирическому герою воссоздать подвиг их юности:

Играют в карты старички –
То в «пьяницу»,
то в «дурачки»,
то в «акулину»...
У всех прохожих на виду
играют в городском саду
весь вечер длинный.
 
Играют в карты старички.
Стучат азартно кулачки в бугристых венах...
- Скандалят, что ль?
- Какой скандал!
Пенсионеров не видал обыкновенных?
 
Играют в карты старички,
надев для зоркости очки -
не отвлекайте!..
 
А были на руках у них
в иные дни,
в местах иных
иные карты.
 
На тех - особые значки:
круги, квадраты, лент клочки,
крутые стрелы...
В «клещах» позиции врага,
и до рейхстага –
два шага,
за мутной Шпрее.
 
Играют в карты старички.
А выцветшие пиджачки
(ни плеч, ни талий),
став будними, еще хранят
неровных пятен темный ряд –
следы медалей.
 
Также почет ветеранам автор воздает в стихотворении "Горькая радость солдата", в финале которого лирический герой задается вопросом "Что можем мы дать вам, помимо любви?", осознавая, что любая благодарность будет мала и несоразмерна подвигу фронтовиков, однако и она все же необходима.
 
В маленькой поэме (авторское жанровое определение) "Фокусник" С.П. Федотов рассказывает читателю историю родом из 1942 года. Лирический герой наблюдает, как женщина пытается обменять драгоценный перстень на полбутылки молока. Далее внимание женщины и наблюдающего рассказчика приковывает к себе солдат-калека, который, юродствуя, за небольшую оплату или же вовсе бесплатно смешит народ, предсказывая будущее. Он с легкостью и задором развеивает сомнения матери, ждущей вестей с фронта, обещает мальчишке, что отец "прикончит войну". Женщина предлагает солдату перстень за ответ на вопрос "Когда закончится война?". Инвалид сразу же становится серьезным:
 
Солдат сурово брови сдвинул:
- Гадать я не берусь о том,
Но верю: вскорости к Берлину
Мы обязательно придем. 
 
Далее солдат выясняет, что перстень женщине подарил ее муж, погибший на войне. После он старается продолжатб шутить и балагурить, говорит, что и сам собирается дойти до Берлина, но, отойдя недалеко, не может сдержать слез. К его горю присоединяются проходящие женщины. Инвалид действительно хотел бы быть среди боевых товарищей и приближать победу, и ему больно осознавать свое бессилие. Его боль сливается с болью горожан - женщин и детей - ждущих окончания войны и возвращения родных с фронта. Завершается поэма размышлением автора об истинных ценностях и разнице в поколениях - нынешнем и прежнем. 
 
В лирике С. П. Федотова Великая Отечественная война предстает с разных точек зрения: фронтовиков, тружеников тыла, детей войны, союзных народов. Всех этих людей объединяет одно: после войны их жизни никогда не будут прежними, и это как никто другой понимал С. П. Федотов – ребенок войны.
 
Но есть у автора и прозаическое произведение о войне, об ее неумолкающем эхе - рассказ "Свидание с отцом". Герой из всего своего военного детства ярче всего запомнил такую сцену: "Вспоминается сумрачный вечер. Мама сидит на этом сундуке с запеленатыми моими братишками на руках и воет, запрокинув голову к потолку. Не плачет, а именно воет, на одной тоскливой ноте. <...> Оказывается, пришло письмо от фронтовой жены отца, в котором та категорически заявляла, что Петр к семье не вернется". Отец героя попытался вернуться в семью лишь от безысходности, когда новая жена бросила его в то время, когда он отбывал наказание, взяв на себя вину за ее преступление - растрату. Мать не приняла мужа, предавшего ее с тремя сыновьями на руках, и юноша также долго считал отца предателем. Любое напоминание об отце (даже его медаль "За отвагу", найденная случайно в шкафу) вызывало в нем ненависть. Однако через много лет, в год столетия со дня рождения отца, герой смог найти ему оправдание и простить. 
 
ПРОИЗВЕДЕНИЯ С. П. ФЕДОТОВА О ВОЙНЕ

 

ОТДЕЛЬНЫЕ ИЗДАНИЯ, СОДЕРЖАЩИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ВОЙНЕ

Федотов, С. П. Избранные стихи и поэмы : в 2 т. Т. 1 : Каким я был... / С. П. Федотов – Благовещенск : Зея, 1998. – 238 с. – (Амурская библиотека поэзии). – Текст (визуальный) : непосредственный.   

Федотов, С. П. Твоей душе себя вверяю... : избранные стихи и поэмы / С. П. Федотов. – Москва : [б. и.], 2017. – 541 с. – Текст (визуальный) : непосредственный.        

 

Федотов, С. П. Только любовь : стихи / С. П. Федотов. – Хабаровск : Хабаровское книжное издательство, 1988. – 142 с. – Текст (визуальный) : непосредственный.

 

        

ПУБЛИКАЦИИ В ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЯХ И КОЛЛЕКТИВНЫХ СБОРНИКАХ

Игнатенко, И. Неумолкающее эхо : амур. поэты о Великой Отечеств. войне : [очерк] / И. Игнатенко. – Текст (визуальный) : непосредственный // Приамурье-2015 : альм. : лит.-художеств. изд. – Благовещенск, 2015. – № 13 (31). – С. 9-23.  
Федотов, С. П. Вот что странно : [стихи] / С. П. Федотов. – Текст (визуальный) : непосредственный // Амурская газета. – 1992. – 15–21 июня. – С. 8. Вот что странно
Федотов, С. П. Из цикла «С первого взгляда» ; Облака ; Играют в карты старички : [стихи] / С. П. Федотов. – Текст (визуальный) : непосредственный // Эхо прошедшей войны : сб. стихов амур. поэтов. – Благовещенск, 2000. – С. 39–48. Из цикла
Федотов, С. П. О масштабах : [стихи] / С. П. Федотов. – Текст (визуальный) : непосредственный // Амурская правда. – 1991. – 8 янв. С. 4. О масштабах

 

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ С.П. ФЕДОТОВА

Маркович, А. В. Федотов Станислав Петрович : [биогр. справка и список лит.] / А. В. Маркович. – Текст (визуальный) : непосредственный // Энциклопедия литературной жизни Приамурья XIX–XXI веков / сост., вступ. ст. А. В. Урманова. – Благовещенск : Издательство БГПУ, 2013. – С. 389–390. Федотов Станислав