Побожий Александр Алексеевич

СОДЕРЖАНИЕ

Побожий Александр Алексеевич (9 (22 апреля) 1914 – 10 июня 1978 гг.) родился в с. Крутиха Алтайского края. Полная биография автора доступна здесь. Окончил Новосибирский землеустроительный техникум. Продолжил учебу в Московском институте инженеров транспорта. В памяти современников он остался не только писателем и строителем БАМа, но одним из славных тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны  – строителем Волжской  рокады Сталинград-Саратов.

 В очерке «Дальневосточные рельсы под Сталинградом» он описывает, как готовился проект Волжской рокады и как этот проект воплощался в жизнь.

Уделено внимание автора и периоду до отправки бригады на строительство рокады. Как и любой труженик тыла, А. А. Побожий стремился приносить пользу стране и фронтовикам, и мучился, если казалось, что пользы от его труда не так много: «До января 1942 года я оставался <...> в Вельске. Сидя в глухом углу и не предполагая, насколько важным скоро станет для страны воркутинский уголь, мы чувствовали себя неловко перед людьми, защищавшими Родину на фронте. Легче стало на душе, когда убедились, что и вельская группа, работая дни и ночи, вносит вклад в оборону: немцы захватил Донбасс, и уголь из Заполярья пошел по нашей дороге в Москву, Архангельск, Мурманск, на Северный флот».

В Москве, куда вызвали инженера, ярко ощущалось присутствие войны: «В январе нас вызвали в Москву. В Москве было холодно и неуютно. Хотя немцев от столицы отогнали, еще ощущалась близость фронта: улицы и площади погружены в темноту, по ночам случались воздушные тревоги».

Волжская рокада изменила судьбы многих ее строителей, ярче проявила их главные черты, помогла с самоопределением: «В эти дни опасности и патриотического подъема строители рокады вступали в партию. Вступил в партию и я, чтобы коммунистом участвовать в битве под Сталинградом, где мне суждено было пробыть до полного разгрома фашистов на Волге».

Работу в условиях войны автор описывает лаконично и без лишних эмоций, однако и этого достаточно для того, чтобы читатель мог осознать масштабы трудового подвига строителей: «По всей нашей линии шла жаркая работа. С трассы теперь никто в хутор не уходил – спали у насыпей и у мостов, там, где работали. О том, сколько должен продолжаться рабочий день, давно забыли. Каждый работал, сколько мог вынести, а когда изнемогал, ложился отдохнуть под открытым небом, потом снова поднимался, чтобы катать тачки, рубить балки для моста, ставить столбы связи, укладывать рельсы, подбивать под шпалы балласт... Скудную пищу готовили тут же, на месте работ».

Создатели Волжской рокады не раз своими глазами видели последствия войны: «Снова ехали по расчищенным фронтовым дорогам. Но хутора и деревни здесь значились только на карте, повсюду – лишь покалеченная техника и трупы, трупы немцев». Подобные сцены автор не раз описывает в данном очерке, и если сначала они вызывали у него оторопь, то со временем стали типичной, но от этого не менее трагичной картиной.

Смерть всегда была поблизости: многие строители погибали во время фашистских обстрелов, но работа не прекращалась даже тогда.

Но никакие трудности не сорвали планов по созданию новой железнодорожной линии. Подводя итоги работы строителей Волжской рокады, А.А. Побожий пишет: «Это был настоящий трудовой военный фронт. Но, как и в мирные дни, шло соревнование между отрядами, подразделениями, бригадами. Результаты отмечались мелом на грубо сколоченных щитах. Радовались каждому километру уложенного пути, каждому построенному мосту».

«Ровно год проработали мы вблизи Сталинграда, рядом с фронтом, испытали жестокие бомбежки, недоедали и недосыпали. И вот все это позади. Но главная мысль каждого была о том, что он должен делать, чтобы приблизить желанный час победы».

Сразу после окончания работ под Сталинградом, А.А. Побожий был направлен на строительство БАМа. Впоследствии инженер и писатель был награжден медалью «За оборону Сталинграда». Воспоминания о 1942 году он также воплотил и в книге «Сквозь северную глушь», где акцентировал свое внимание на знаковых для него событиях того трудного года.

 
ПРОИЗВЕДЕНИЯ А. А. ПОБОЖЕГО О ВОЙНЕ
 

ОТДЕЛЬНЫЕ ИЗДАНИЯ, СОДЕРЖАЩИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ВОЙНЕ

Побожий, А. А. Сквозь северную глушь : записки изыскателя / А. А. Побожий. – Москва : Современник, 1978. – 318 с. – Текст (визуальный) : непосредственный.

 

 

ПУБЛИКАЦИИ В СБОРНИКАХ И ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЯХ

Побожий, А. А. Дальневосточные рельсы под Сталинградом : строительство Волжской рокады] / А. А. Побожий. – Текст (визуальный) : непосредственный // Приамурье–моё : лит.-художеств. сб. – Благовещенск, 1977. – С. 285–301. Дальневосточные

 

О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ А. А. ПОБОЖЕГО

Сачков, Н. Круто повернув дорогу : [о писателе А. Побожем] / Н. Сачков. – Текст (визуальный) : непосредственный // Зейский вестник. – 2017. – 16 февр. (№ 18). – С. 4. Круто повернув
Маркович, А. В. Побожий : [биогр. справка и список лит.] / А. В. Маркович. – Текст (визуальный) : непосредственный // Энциклопедия литературной жизни Приамурья XIX–XX веков / сост., вступ. ст. А. В. Урманова. – Благовещенск : Издательство БГПУ, 2013. – С. 301–302.             Побожий
Предвестник перемен : о жизни и творчестве Александра Побожего : информационно-методические материалы / Амурская областная научная библиотека им. Н. Н. Муравьева-Амурского, Отдел обслуживания ; составитель В. В. Соломенник ; ответственный за выпуск Н. Г. Долгорук. – Благовещенск : Издательство АОНБ, 2019. – 55 с. : ил ; 21 см + 1 эл. опт. диск (DVD-ROM). – (Русские судьбы: амурские писатели ; вып. 13).