Карнабеда Николай Леонтьевич – скульптор, художник, поэт, прозаик, член Союза российских писателей и Союза художников России – родился 3 апреля 1948 г. в Белогорске, в семье агронома. С детства всегда что-то лепил, вырезал, вырубал. В пятом классе уже твердо знал, что будет скульптором.
После восьмого класса поступил в Благовещенский сельхозтехникум, затем работал в сельском хозяйстве, служил в армии.
В 1970 г. пошел работать в Амурские художественные мастерские, в скульптурный цех лепщиком-форматором. С 1973 по 1977 гг. учился в Пензенском художественном училище им. К. А. Савицкого на скульптурном отделении. Окончив училище, вернулся в Амурские художественные мастерские. В 1981 г. принят в члены Союза художников России. С 1984 по 2001 гг. – председатель Амурской организации Союза художников России. В 2007-2008 гг. – председатель Амурской организации Союза российских писателей. Автор памятников в Благовещенске (маршалу Рокоссовскому, графу Муравьёву-Амурскому, Св. Иннокентию Вениаминову, ст. сержанту милиции Герою России Артуру Волошину) и в других городах и сёлах Амурской области.
Лауреат премий Амурского комсомола за серию бамовских портретов (1984 г.) Амурской областной администрации в области литературы и искусства за скульптуру генерал-губернатора Н. Н. Муравьёва-Амурского, которая установлена на набережной Амура.
Примечательно, что дипломной работой скульптора (и любимым мотивом всего творчества) стал в своё время образ Сергея Есенина; поэмой «На смерть Есенина» открывается и авторский сборник «Песни света» (2005). Читатель стихотворений Карнабеды, однако, не обнаружит в них столь же оригинальных, как в творчестве рязанского поэта, поэтических находок – скорее вполне типовые лирические ситуации, обыгрываемые с помощью узнаваемых образов: «Жизнь моя, как жизнь на полустанке – / Скорых поездов не остановишь…»; «Прилив любви, отлив любви… / И после каждого отлива / Видны осколки кораблей, / Попавших в логово прилива». Стиховая организация текстов также довольно проста, традиционна, прозрачна, включая и те случаи, когда автор обращается к опыту белого стиха («Сквозь серебро замерзнувших ветвей», «Если ты уйдёшь…»). Такая простота вполне осознана самим автором, который «сильнее всяких строк, / Что иногда волнуют наши души», любит «глаза, улыбки и цветы / И нашей жизни краткое дыханье» («Слова… слова…»).
Материалом для рассказов Н. А. Карнабеды, объединённых в «повесть» (скорее в цикл) «Неровня» (2005 г.), также служат личные воспоминания, житейские истории, необычные типажи: в главных героях, Леонтии и Катерине, чья молодость пришлась на тяжелые военные годы, узнаются родители автора.
Эта формальная и содержательная простота поэзии и прозы Н. Л. Карнабеды носит заведомо ненавязчивый, гармоничный (ведь речь о «песнях света») характер, тем и привлекая своего читателя.
В настоящее время Н. Л. Карнабеда член Амурской региональной общественной организации Творческого Союза художников России, член Союза писателей России, художественный руководитель студии художников им. В. В. Верещагина при УВД Амурской области. Заслуженный художник Российской Федерации.
Отдельные произведения
Карнабеда, Н. Л. Дикий цвет : лирика / Н. Л. Карнабеда. – Благовещенск : [б. и.], 1998. – 42 с. – Текст (визуальный) : непосредственный. | |
Карнабеда, Н. Л. Между Зеей и небом : [стихотворения] / Н. Л. Карнабеда. – Благовещенск : [б. и.], 2003. – 35 с. – Текст (визуальный) : непосредственный. | |
Карнабеда, Н. Л. Неровня : повесть / Н. Л. Карнабеда. – Благовещенск : [б. и.], 2005. – 36 с. – Текст (визуальный) : непосредственный. | |
Карнабеда, Н. Л. Песни света : стихи / Н. Л. Карнабеда. – Свободный : [б. и.], 2005. – 63, [3] с. : портр. – Текст (визуальный) : непосредственный. | |
Карнабеда, Н. Л. Стихотворения / Н. Л. Карнабеда. – Москва : Новый формат, 2019. – 187 с. : портр. – Текст (визуальный) : непосредственный. | |
Карнабеда, Н. Л. Проза / Н. Л. Карнабеда. – Благовещенск : Дважды два, 2021. – 184 с. : портр. – Текст (визуальный) : непосредственный. |
Из публикаций в периодической печати и сборниках
Литература о жизни и творчестве