СОДЕРЖАНИЕ
Геннадий Константинович Фролов (23.07.1933 – 12.08.2011) родился в посёлке Чагоян Шимановского района Амурской области. На момент начала Великой Отечественной войны будущему писателю было 7 лет. Впечатления своего военного детства он впоследствии воплотил в своем прозаическом творчестве. Полную биографию и библиографию Г. К. Фролова читайте здесь.
Широкую известность Г. Фролову принесла его первая книга «Доля» (2001), которая получила высокую оценку многих известных писателей. Повесть «Доля» – это воспоминания автора о себе и своей семье. На долю героя повести выпало немало трудностей и испытаний: спецвыселение, война, голод, тяжёлый подростковый труд, но герой повести (он же автор) остаётся оптимистом, считает себя человеком удачливым и счастливым.
В первой части повести Гена Фролов, живущий у родственников вдали от родителей и братьев, сталкивается с предвестниками войны:
«А тем временем по планете расползалась коричневая чума, неся с собой горе и страдание народам. Зловещая тень ее докатывалась и до России. <…> Надвигались военные сороковые годы. <…> Ребячьи игры в войну, в чапаевцев, баталии на деревянных саблях – все это нагнетало на взрослых атмосферу какой-то тревоги. К добру эти игры не приведут, предрекали бабки. В воздухе все чаще витало страшное слово “война”».
Вдали от линии фронта война пока проявлялась лишь «каждодневными хмельными проводами» и «обилием слез на вокзалах». В один из таких дней Гена с теткой Татьяной проводили на фронт и дядю Мишу:
«Татьяна крепилась, пыталась улыбаться, стойко держалась до какого-то момента. А потом, с первым гудком паровоза, в каком-то беспамятстве обхватив его за шею, забилась, заплакала навзрыд, как будто прощалась навечно…».
Со временем Татьяна из скромной солдатки превратилась в «разбитную забубенную бабу», потерявшую интерес к воспитанию племянника. Гена, почуяв свободу, попробовал самокрутки и алкоголь. Противоречия между Татьяной и Генкой нарастали, и он стал убегать из дома. Несмотря на обиду на тетку, он отмечал, что «до войны она была неплохой женщиной». А вскоре, когда их взаимные обиды достигли апогея, в 1942 году, Татьяна отправила девятилетнего племянника одного на поезде до Куйбышевки-Восточной, к «папке-дяде Мише».
Доехав до станции, Гена голодает, ищет еду, по ошибке выпивает вместо кваса брагу и попадает в милицию, откуда убегает и встречает офицера, который стал первым человеком, проявившим неподдельное участие к судьбе мальчика. Он же и помогает Гене найти Михаила. Однополчане дяди Миши окружают мальчишку такой непривычной ему заботой, но остаться в полку он не может и отправляется в полковое подсобное хозяйство к старшине Зеленскому, принявшего его как внука. Позднее Генка все же становится сыном пятого запасного стрелкового полка и сразу же отправляется с полком на восток.
После попадания в полк Гена, наконец, становится счастливее, а через некоторое время получает письмо от родной матери. Появляется надежда на воссоединение с семьей. А пока Гена учится, пишет письма родным и, как и весь советский народ, с нетерпением ждет завершения войны. Счастливый момент Победы – яркий фрагмент повести «Доля»:
«В середине второго или третьего урока первой смены дверь в наш класс неожиданно распахнулась, и представший в ее проеме Сашка Тарасов <…> во весь голос что было мочи закричал:
- Победа! Капитуляция!».
Сашка был сыном погибшего на войне в 1942 или в 1943 году командира полка, и с гордостью носил и его кожаную куртку, доходившую ему до колен, и его ордена, присланные вместе с похоронкой. Автор рисует типичный для тех времен портрет подростка, потерявшего отца-героя, но полноценно разделяющего со всеми горькую радость Победы.
Через несколько секунд уже ликовала вся школа:
«А по коридору уже взахлеб заливался школьный звонок, слышны были хлопанье дверей, топот ребячьих ног, возгласы учителей, крики ‘Ура!”. <…> …Учителя обнимались, поздравляя друг друга, смеялись, плакали. Все перемешалось: и ликование от радости победы, и слезы горечи по тем, кто никогда уже не вернется, кто не довоевал, не дожил до этого дня».
Но счастье победы не могло унять горя, принесенного войной. В этом Гена убеждается, когда по пути домой встречает рыдающую женщину. Она, вслед за вестью о победе, получила похоронку.
Великая Отечественная война окончилась. Впереди солдат и командиров ждала еще одна война – с милитаристской Японией. А Генку ждала встреча с родными, а потом и окончательное возвращение в семью. Пережив войну в таком возрасте, он будет еще долго вспоминать и ощущать ее последствия.
Последствия войны сказались и на героях других произведений Г.К. Фролова. Захар Талый из рассказа «Подельники» после службы в разведке в годы Великой Отечественной войны не смог вернуться на производство, и в поисках простора и воли ушел в охотники. Упоминает о своем военном прошлом и герой рассказа «Отчаяние» Иннокентий Петрович Опарин – «кавалер дюжины орденов и не меньше – медалей», после войны начавший пить и, потеряв все, оказавшийся в тайге.
Герой рассказа «Срок давности» тоже пережил свою фронтовую историю, но началась она не так, как у большинства советских бойцов. Бежав в третий раз из заключения, в котором очутился еще подростком, он понимает, что заслужить амнистию сможет только смыв свою вину кровью. На фронте он проявляет себя как настоящий герой, трижды спасает боевых товарищей и командиров от смерти. Он участвует в битве на Курской дуге, доходит до Берлина, получает множество наград. Домой – к семье и любимой, прождавшим его 17 лет, он возвращается не беглым заключенным, а героем. И с собою у Иннокентия его амнистия – «стопочка наградных удостоверений».
В «Рассказе штрафника» автор передает читателям историю сержанта дяди Кости, спасенного во время психической атаки фашистов однополчанином. Когда повествователь был уже в шаге от наступающего врага, его незнакомый раненый спаситель насадил немца на штык. С бойцом, спасшим его, сержант так и не успел познакомиться, но запомнил этот бой и своего спасителя на долгие годы.
Рассказ «Вдовья скорбь» повествует о женщине, которая уже 60 лет оплакивает погибших на войне мужа, близнецов-сыновей и младшего сына. С любовью и горечью она вновь перебирает их многочисленные награды, присланные домой вслед за похоронками. Все они погибли героями. Но для нее они живы, пока жива ее память о них.
В прозе Г.К. Фролова война показана с точки зрения самых разных героев. Поэтому его проза о войне в совокупности создает полифоническую картину воспоминаний о тех тяжелых годах, повлиявших на каждого, кто жил в те годы в нашей стране – от детей и женщин до самих фронтовиков.
ОТДЕЛЬНЫЕ ИЗДАНИЯ Г. ФРОЛОВА, СОДЕРЖАЩИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ВОЙНЕ
Фролов, Г. Доля : повесть / Г. Фролов. – Свободный : [б. и.], 2001. – 134 с. – Текст (визуальный) : непосредственный. | |
Фролов, Г. Золотая проба : сб. прозы. Т. 1 / Г. Фролов. – Свободный : [б. и.], 2006. – 133 с. : ил. – Текст (визуальный) : непосредственный. | |
Фролов, Г. Золотая проба : сб. прозы. Т. 2 / Г. Фролов. – Свободный : [б. и.], 2006. – 107 с. : ил. – Текст (визуальный) : непосредственный. | |
Фролов, Г. Родина : рассказы / Г. Фролов. – Свободный : [б. и.], 2003. – 118 с. – Текст (визуальный) : непосредственный. |
ПУБЛИКАЦИИ Г. ФРОЛОВА В ПЕРИОДИКЕ
О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ Г. ФРОЛОВА
Из «Библиографического указателя» Свободненского литературного объединения имени П. Комарова : [биогр. справка о чл. Союза рос. писателей Г. К. Фролове]. – Текст (визуальный) : непосредственный // Зейские огни. – 2011. – 17 авг. – С. 11. | |
Коновалова, Л. Счастье уже то, что ты живёшь на свете! : [о творчестве Г. Фролова] / Л. Коновалова. – Текст (визуальный) : непосредственный // Зейские огни. – 2005. – 22 июля. – С. 3. | |
Оробий, С. П. Фролов Геннадий Константинович: [биогр. справка и список лит.] / С. П. Оробий. – Текст (визуальный) : непосредственный // Энциклопедия литературной жизни Приамурья XIX–XX веков / сост., вступ. ст. А. В. Урманова. – Благовещенск : Издательство БГПУ, 2013. – С. 401. | |
Памяти писателя : [12 авг. 2011 г. на 78 г. жизни умер член Союза рос. писателей Г. К. Фролов]. – Текст (визуальный) : непосредственный // Зейские огни. – 2011. – 17 авг. – С. 11. | |
«Память детства, жизнь, судьба» : [о кн. Г. Фролова «Доля»]. – Текст (визуальный) : непосредственный // Зейские огни. – 2000. – 8 авг. – С. 3 | |
Сватков, Н. Живое слово : [о кн. «Доля» Г. Фролова] / Н. Сватков, А. Осипов. – Текст (визуальный) : непосредственный // Зейские огни. – 2001. – 26 дек. – С. 6. | |
Спиридонова, Т. Такие люди – как стена : [о писателе Г. К. Фролове] / Т. Спиридонова. – Текст (визуальный) : непосредственный // Зейские огни. – 2013. – 14 авг. – С. 6. | |
Фролов Геннадий Константинович : [биогр. справка и список лит.]. – Текст (визуальный) : непосредственный // Библиографический указатель / Свободненское литературное объединение; сост. Н. Ю. Лазарева; ред. А. Е. Падалко. – Свободный, 2004. – С. 55–56. | |
Черных, Б. «Не в силе Бог, а в правде» : [о кн. Г. Фролова «Доля»] / Б. Черных. – Текст (визуальный) : непосредственный // Аргументы и факты. – 2000. – № 11 (март). – Прил. : с. 3. – (АиФ – Дальний Восток). | |
Шестакова, Ю. «Повесть у вас получилась…» : [письмо-рец. на кн. Г. Фролова «Доля»] / Ю. Шестакова. – Текст (визуальный) : непосредственный // Зейские огни. – 1999. – 4 нояб. – С. 3. |