Ерёмин Игорь Алексеевич

Игорь Алексеевич Ерёмин (17.09.1934–25.04.1983) родился в селе Понзари Сампурского района Тамбовской области. Детство будущего поэта пришлось на военные годы. После окончания войны семья Ерёминых переехала на Дальний Восток – в село Волочаевку Хабаровского края.

Первые стихи Игорь Ерёмин начал писать в старших классах. Окончив Благовещенский пединститут, работал учителем в Волочаевке, журналистом в газетах Амурской области и Хабаровского края. И одновременно занимался литературной работой. Его стихи с 1957 года печатались в областных и краевых газетах, в альманахах «Приамурье», журнале «Дальний Восток», литературных сборниках. В сборнике «Ладони» (1972) отчётливо обозначилась главная теме всего поэтического творчества Игоря Ерёмина – судьбы родины и народа. В 1975 поэма «Солдатка» (первоначальное название «Красно Солнышко») была признана лучшей публикацией года среди стихотворных произведений журнала «Наш современник».

Ведущими темами поэтического творчества И. Ерёмина стали: тема родины и народа – труженика, созидателя, защитника отчества, тема любви, и смысла жизни. Людские судьбы и человеческая ответственность за всё, что происходит, гимн труду и добру, земной поклон всем, кто отстоял свободу и независимость – живым и мёртвым, женщинам-матерям, оставшимся в тылу. Вот темы творчества И. Ерёмина.

Ерёмин, сполна испытавший и военное тревожное, голодное и холодное детство, в стихотворении «Не хватало тишины...» описывает тяготы военного лихолетья:

Не хватало тишины,
Как еды и отчей ласки...
Мы в дыму и диком лязге
Жили звуками войны.
<...>
Из разбитых окон школы
Стоны раненых слышны.
Как ожившие иконы,
Были лица их страшны.
 
И играл, рыдал на хромке
Призывник в последний день.
И, роняя похоронки,
Бабы бились о плетень.
 
И тянули руки дети.
Хлеба – плакали они.
И молчали на планете
Лишь убитые одни.
 
Из стихотворения «О детстве», «Встреча с детством» и других узнаём о послевоенной жизни:
 
…Снова в школе
Нехватка дров. Застывший класс.
И дрожь берёт, и поневоле
Лишь физзарядка греет нас.
А как учились? О предметах
Каких заботились в те дни,
Когда писали на газетах
Мы упражнения свои?
 
Или:
 
Знает тот, кто голодал хоть малость,
Что за мука сутками не есть!..
Я с утра одной заботой маюсь:
Может, хоть к обеду что-то есть.
 
А вот ещё:
 
А мы в холодном, как подворье,
Войной разграбленном дому
Отцу и вовсе не подспорье –
Замена были мы ему.
 
Стихи Ерёмина вводят в мир суровых испытаний, выпавших на долю народа в годы войны. Большая часть детства поэта – военная. Ерёмин видел и голод, и смерть, слышал горький плач женщин по не вернувшимся с войны. Память детства очень крепка, поэтому эта тема неотступно следовала за ним. Стихотворения «Солдатик», «Грибы», «День Победы», «Возвращение с войны» – это связанная между собой цепь событий военных и послевоенных лет.
 
Со временем поэт стал говорить о войне с позиции не подростка, а взрослого человека, понимающего, что война калечит не только физически, но духовно, нравственно.
 
Гражданственная направленность лирики поэта в полной мере отразилась уже в его первом сборнике «Ладони» (1972). Своё название он получил по одноимённому стихотворению, лирический герой которого – человек-труженик, всю жизнь отдавший работе на земле, а в страшные военные годы самоотверженно защищавший её от захватчиков.
 
Ладони олицетворяют собой неистребимую силу духа русского человека в борьбе за свободу и независимость родной земли:
 
Но сжималась ладонь в кулак,
И врагу становилось страшно.
 
Присущий стихотворению позитивный пафос отразил настроение целого поколения советских людей, которые после победы в Великой Отечественной войне остро ощутили чувство собственного достоинства.
 
В стихотворении «Возвращение» образ рук становится символом включённости человека в поток живой, настоящей жизни. Лирический герой, чудом вернувшийся с фронта, не чувствует себя счастливым:
 
Он был не павший – без вести пропавший.
Его не ждали в сенокосный день.
А он пришёл, лекарствами пропахший.
Пустой рукав заправлен за ремень.
 
Все на виду блестят его медали,
И говорили стар и млад: – Герой! –
А он вздыхал: в лугах стога метали.
А как метать ему – с одной рукой?
 
Герой стихотворения, оставшись без руки и не имея возможности работать, остро ощущает свою ущербность, не только физическую, но и духовную. Превозмогая боль, он всё же берётся за косу, и только это возвращает его к жизни:
 
И парой рук косить совсем непросто.
А тут одной! Где взять солдату сил?
Косьё в живот торцом кололо остро,
А щёки пот обильно оросил.
 
Так тяжело коса ходила, словно
Кустарник рос – не клевер – из земли.
Но он косил! Он был помощник снова,
А не помеха для своей семьи.
 
Пусть строчка шла неровно, словно волны.
Но так же, как и в довоенный год,
Он свой прокос оглядывал, довольный,
И улыбался, смахивая пот.
 
Образы героев, вернувшихся с войны калеками, не редкость в художественной литературе, в том числе и в литературе Приамурья: здесь можно вспомнить рассказ Н. Фотьева «Распутица», стихотворения В. Яганова «Учитель физкультуры» и «Учитель музыки» и др. События в них происходят тогда, когда жизнь героев уже вошла в привычную колею. И. Ерёмин же выбирает самый напряжённый момент – возвращение солдата с фронта, позволяющий ему показать драму человека, так тяжело переживающего свою непричастность мирной жизни.
 
Лучшие стихотворения Ерёмина о войне. В них заключена искренняя, не затухающая с годами боль невосполнимых утрат, горечь военных поражений. Одно из самых пронзительных стихотворений «Сирень». В первых строчках поэт рисует страшную картину: солдаты, отступая, уходят их деревни. Это значит, что её скоро займут враги. Крупным планом Ерёмин изображает скорбные лица жителей, провожающих солдат, и детей, малопонимающих, что происходит:
 
Перед лицом России не солгать…
Смотрели люди горше ликов древних
На них, уставших до смерти солдат,
Без боя оставляющих деревню.
 
А девочка, должно быть подражая
Обычным встречам довоенных лет,
К колонне запылённой подбежала
И в чьи-то руки сунула букет.
 
Фразеологизм «ладони жечь» позволил поэту очень точно передать чувства горечи и вины, переживаемые солдатом, который вместе с другими бойцами без боя оставляет деревню. Букет сирени, традиционно являющийся символом весны, мира, победы, в данной ситуации воспринимается солдатом как укор его, и без того измученной совести:
 
Солдату слёзы застилали свет,
Ладони жёг пучок сирени бледной,
Эх, как бы кстати был он в день победный,
И как некстати был теперь букет.
 
Нет, девочка была не виновата,
Что принесла не вовремя сирень,
Что верила по-прежнему в солдата,
А он деревню оставлял в тот день.
 
Стихотворение «Махорка» представляет собой воспоминание И. Ерёмина о военном детстве. Самая сильная эмоциональная нота произведения – жалость и сострадание к детям, осиротевшим при живых родителях. В жизни миллионов советских людей война расставила свои акценты: не только на фронте, но и в тылу все силы были направлены на борьбу с фашистскими захватчиками:
 
По большаку, в тяжёлых клубах пыли,
Шли торопливо к западу войска.
Мы у бойцов, что в речке воду пили,
Тихонько попросили табака.
 
Они глядели на худые лица,
На одежонку, что была бедна.
– От рук отбились.
– Как тут не отбиться? –
Солдат солдату говорил. – Война!
 
Использованное поэтом устойчивого словосочетания «от рук отбились» становится композиционным центром стихотворения, благодаря чему тема войны начинает звучать намного отчётливее, напоминание о ней – болью отзывается в детских сердцах:
 
И пусть сейчас она совсем негромко
До слуха доносилась – всё равно:
За похоронкой шла к нам похоронка,
А писем с фронта не было давно.
 
Так, образ отцовских рук, которых нет рядом, становится символом сиротства, а фразеологизм, имеющий в словаре помету «неодобрительное», в стихотворении И. Ерёмина получает иную эмоциональную окраску: в нём чувствуется горечь и сострадание к осиротевшим детям:
 
– Беда, и только! – И кисет с махоркой
Достал солдат. – Берите ребятня.
Курите! – крикнул он с надсадой горькой. –
Войну закончим – будет вам ремня!
 
С этим стихотворением тесно связано другое – «Отцы». Действие в нём разворачивается уже в послевоенное время, но образ отцовской ладони, которая, «как крыша от невзгод», «на детскую ложится головёнку», усиливает трагический колорит «Махорки», позволяет в полной мере ощутить, как много потеряли те, чьё детство пришлось на тяжёлые военные годы.
 
Тема нелёгкой судьбы русской женщины-крестьянки в годы Великой Отечественной войны отражена в поэме «Солдатка». В 1975 году увидела свет поэма «Солдатка». Об истории создания произведения рассказывал И. Полтавцев: «35 страниц поэмы автор вынашивал и писал более двух лет – с 1972 по 1974 год. Но как писал! И днём и ночью. <...> И не зря. Получилось истинно народное сказание о русской женщине». В рецензиях на поэму подчёркивалось, что она развивает традиции русской классической поэзии, в частности Н. А. Некрасова, создавшего неповторимые образы русских женщин.
 
Сюжет поэмы «Солдатка» прост. Главная героиня поэмы – жена солдата Алёна получает письмо с фронта от мужа, в обыденной жизни молчуна, который, кроме «здравствуй и прощай», и не говорил ласковых слов. И вдруг такие нежные слова, или, как написал автор, – «не слова, а пенье струн»:
 
Красно солнышко Алёнушка,
Ясный месяц мой сынок!
Как живёте, как здоровьице?..
 
Эти строки – главное доказательство искренних, по-настоящему глубоких чувств героя. Кровавая война... Солдатский треугольник, и то – дойдёт ли? Но человеку, ставшему солдатом, «...полным голосом захотелось говорить»:
 
И пришло не слово тусклое!
Знать, лицом к лицу с врагом
Что-то очень-очень русское
Он открыл в себе самом.
<...>
И войной не заглушённые.
Сами шли, как в рост трава.
Эти древние, исконные,
Эти русские слова.
 
Ерёмин подчёркивает истинно-народный характер Степана, его кровную, впитанную с молоком матери связь с русской землёй.
 
А что же Алёнушка? Она тоже найдёт слова, которые обрадуют воина. Он из строчек её письма будет знать «...что устроено по дому всё как при нём». Про сынка – что он
 
...ухоженный
По военным временам.
Про коровку – в срок положенный
Принесла телёнка нам.
 
По колхоз –
...что даёт не меньше
Урожаи нынче рожь,
Что мужей ждут с фронта женщины,
И сама ты тоже ждёшь!..
 
За чтением долгожданного письма от мужа она вспоминает о мирной жизни – о первом свидании со Степаном, живущим по соседству,  и последнем семейном обеде, когда ничто не предвещало беды:
 
И приятно было в белёном
Доме рядышком-рядком
За столом сидеть обеденным,
Как на празднике каком.
 
И о счастье думать заново.
Не тревожась ни о чём.
Крепкое плечо Степаново
Чуя собственным плечом.
 
На смену светлым воспоминаниям приходят размышления о трудностях военного лихолетья. Вместе ребёнком, появившимся на свет «в день рождения войны», Алена пахала, сеяла, косила:
 
С ним, небось, и в хате хлопотно,
А в телеге да копне
Вовсе матери неопытной
Нынче хлопотно – вдвойне!
<...>
Кто ж присмотрит?.. Заменившие
Мужиков пришли на луг
До одной все няньки бывшие –
От девчушек до старух.
 
Постепенно в воображении Алены возникают картины военных сражений:
 
Он лежит, солдат в окопчике,
Не предчувствуя того
У какой на чёрном кончике
Вражьей мушке смерть его.
<...>
И снарядами навыворот
Перевёрнута земля.
И летит она за шиворот,
И глаза слепит, пыля.
 
На язык ложится хрусткая,
По окопам давит грудь.
 
Такое сюжетно-композиционное решение придает поэме «Солдатка» эпический размах. В судьбе Алёны отразилась судьба русских женщин-солдаток, тех, что
 
...встают в любую рань,
Не какие-то лишь мелочи
Могут по дому справлять,
А работают умеючи
Мужикам любым под стать.
 
По-мужски тверды характером,
Хоть осталась женской стать.
Могут всё: и править трактором,
И косить, и скирдовать.
 
Но, согласно мысли поэта, несмотря на все тяготы военного времени, русская женщина остаётся нежной, заботливой матерью и верной женой:
 
Он ушёл по долгу общему,
Чтоб хранить в борьбе с врагом
Каждый подступ к дому отчему,
Ты, жена, храни сам дом.
 
Всё в твоём распоряжении,
Как война передала,
Не деля, где есть женины,
А где мужнины дела.
 
Голос автора звучит открыто и трагедийно, там, где он раздумывает о величии испытания, выпавшего народу, о кровавой и затяжной войне с фашизмом:
 
Ой, война!.. Живём не ведая,
Сколько дней пройдёт в огне.
Ведь не каждый день с победою
Достаётся на войне.
 
Как великий апофеоз, как напоминание будущим поколениям о том, кто выковал победу, звучат строки, заключающие девятую главу это небольшой, но воистину «фольклорной» поэмы, написанной простыми русским словами:
 
И великою Россиею
Поднималась из веков,
Возвеличенная силою
Баб её и мужиков.
 
Позднее в поэме  «Далёкий свет» (1977) Игорь Ерёмин обращается памятью к своему, опалённому войной, детству. И совмещает лирическую, автобиографическую тему полудетской любви с фоном общенародного горя:
 
А война идёт и чаще, жёстче
Гам напоминает о себе.
Самолёта вражьего средь ночи
Будит гул, как ветра вой в трубе…
 
Вечером, когда постель мне в пору,
В нашем доме уж в который раз
Приступают бабы к разговору:
– Ну, сдадим, а что у нас в запас?
 
– Вовсе ничего. – Но немец, он-то,
Землю нашу топчет сапогом!...
И решают всё отдать для фронта,
Для победы скорой над врагом.
 
И с утра смотрю я, как сутулясь,
Мать уходит с полмешка зерна,
Как другие бабы с наших улиц
Вслед за нею с торбами… Война!
 
Далёкий свет – это душевный свет русской женщины, выстрадавшей Победу, терпеливо и беззаветно, сдававшая для фронта последний мешок зерна. Это «печальное сиянье» глаз сироты Кати, «сердце материнское» учительницы Клавдии Петровны, потерявшей на войне сына. Лирический герой поэмы – это человек, остро чувствующий и понимающий тяготы женщин, боль материнского сердца:
 
И душа невольно сжалась, словно
Птаха, вдруг попавшая в силок.
Весть пришла: у Клавдии Петровны
Сын погиб – единственный сынок.
 
В поэме «Дальний свет» слышится боль за всех, кто потерял близких в годы войны:
 
И поверить, кажется, не в силах,
И не верить не хватает сил.
«Похоронен, – пишут, – у осинок…»
Сколько-то в России их, осин!
 
Русская женщина становится в стихах И. Ерёмина олицетворением судеб Родины, воплощением лучших черт национального характера. Именно русская женщина личным примером и делами учила творить добро, быть милосердными.

О долгожданной победе над фашистской Германией читаем в стихотворении «День Победы»:

Был близок май. И люди жили верой,
Что день Победы где-то недалёк.
Но шёл на смену солнечному серый,
Сырой, совсем не праздничный денёк…
 
И как же неожиданно у клуба –
Так, будто бы не радиоволна,
А молния вошла в динами к грубо, –
Гром прекратился: – Кончилась война!
 
А бабы – пусть в ту пору кто у печи,
Кто у корыт, кто около коров, –
Но, бросив всё, скорей платки на плечи
И к площади бегом со всех дворов.
 
И грудь спирало им – но не от бега,
А оттого, что были за спиной
У каждой больше, чем четыре века, –
Четыре года, полные войной…
 
Стихотворения И. Ерёмина утверждают ратный подвиг тех, кто «пал во имя праздника Победы, во время жизни, чтоб живущим жить» («День Победы»), «кого дороги фронтовые не привели с войны назад» («Солдатик»), и тех, кто вернулся с запахом «госпитальных, в одежду въевшихся лекарств» («Возвращение с войны»), о детях войны, спасённых и воспитанных женщинами (бабушками, матерями, сёстрами).
 
Лучшие стихотворения Игоря Ерёмина – воспоминания о военном детстве. В них искренняя, не утихающая с годами боль невосполнимых утрат, выстраданная радость Победы.

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ И. А. ЕРЁМИНА О ВОЙНЕ

 

ОТДЕЛЬНЫЕ ИЗДАНИЯ

Ерёмин, И. А. Большак : поэмы / И. А. Ерёмин.  – Хабаровск : Хабаровское книжное издательство, 1982. – 128 с. – Текст (визуальный) : непосредственный.  
Ерёмин, И. А. Земные корни : стихи / И. А. Ерёмин. – Москва : Современник, 1973. – 80 с. – Текст (визуальный) : непосредственный.  
Ерёмин, И. А. Зрелость : стихи / И. А. Ерёмин. – Хабаровск : Хабаровское книжное издательство, 1984. – 128 с. – Текст (визуальный) : непосредственный.  
Ерёмин, И. А. Ладони : стихи / И. А. Ерёмин.  – Хабаровск : Хабаровское книжное издательство, 1972. – 94 с. – Текст (визуальный) : непосредственный  
Ерёмин, И. А. Окоём : стихи и поэмы / И. А. Ерёмин. – Хабаровск : Хабаровское книжное издательство, 1978. – 102 с. – Текст (визуальный) : непосредственный.  
Ерёмин, И. А. Перед лицом России не солгать : стихи, поэмы / И. А. Ерёмин. – Белогорск : [б. и.], 2020. – 218 с. – Текст (визуальный) : непосредственный.  
Ерёмин, И. А. Сердцевина : стихи и поэма / И. А. Ерёмин. – Хабаровск : Хабаровское книжное издательство, 1976. – 80 с. – Текст (визуальный) : непосредственный.  

 

ИЗ ПУБЛИКАЦИЙ В ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЯХ И СБОРНИКАХ

Ерёмин, И. А. Армейцы :  стихи / И. А. Ерёмин. – Текст (визуальный) : непосредственный // Амурский комсомолец. – 1964. – 15 нояб. – С. 4. Армейцы
Ерёмин, И. А. Байроны. Стихи поэтов, павших на войне / И. А. Ерёмин. – Текст (визуальный) : непосредственный // Ленинский путь. – 1964. – 29 июля. – С. 4. Байроны
Ерёмин, И. А. В дни войны : [отрывок из поэмы] / И. А. Ерёмин. – Текст (визуальный) : непосредственный // Амурская правда. – 1977. – 8 мая. – С. 4. В дни войны
Ерёмин, И. А. В дни войны ; Крестоносцы : [стихи] / И. А. Ерёмин. – Текст (визуальный) : непосредственный // Амурский комсомолец. – 1970. – 13 мая. – С. 4. В дни войны Крестоносцы
Ерёмин, И. А. В сорок первом : стихи / И. А. Ерёмин. – Текст (визуальный) : непосредственный // Советское Приамурье. – 1971. – 12 авг. – С. 3.  
Ерёмин, И. А. Возвращение с войны : стихи / И. А. Ерёмин. – Текст (визуальный) : непосредственный // Амурская правда. – 1975. – 25 сент. – С. 3. Возвращение с
Еремин, И. А. Возвращение с войны : [стихи] / И. А. Еремин. – Текст (визуальный) : непосредственный // Михайловский вестник. – 2020. – 26 июня (№ 25). – С. 6.  
Ерёмин, И. А. Возвращение с войны : стихи / И. А. Ерёмин. – Текст (визуальный) : непосредственный // Приамурье-2010 : лит. художеств. альм. – Благовещенск, 2010. – № 9 (27). – С. 8–9.  
Ерёмин, И. А. Всё для фронта : стихи / И. А. Ерёмин. – Текст (визуальный) : непосредственный // Ленинский путь. – 1976. – 10 июля. – С. 3. Всё для
Ерёмин, И. А. День Победы : стихи / И. А. Ерёмин. – Текст (визуальный) : непосредственный // Амурский комсомолец. – 1975. – 7 нояб. – С. 3.  
Ерёмин, И. А. Красно солнышко : поэма / И. А. Ерёмин. – Текст (визуальный) : непосредственный // Ленинский путь. – 1973. – 31 марта. – С. 3 ; 3 апр. – С. 4 ; 30 мая. – С. 3 ; 26 июня. – С. 3 ; 15 сент. – С. 4 ; 1 дек. – С. 3. Красно солнышко
Ерёмин, И. А. О детстве ; Сердцевина : [стихи] / И. А. Ерёмин. – Текст (визуальный) : непосредственный // Ленинский путь. – 1975. – 22 июля. – С. 3. О детстве
Ерёмин, И. А. Перед войной ; Махорка ; Возвращение с войны : [стихи] / И. А. Ерёмин. – Текст (визуальный) : непосредственный // Годы грозовые : стихи к 60-летию Победы. – Благовещенск, 2005. – С. 21–24.  
Ерёмин, И. А. Письмо с фронта : [стихи] / И. А. Ерёмин. – Текст (визуальный) : непосредственный // Победа. – 1972. – 12 февр. – С. 4. Письмо с фронта
Ерёмин, И. А. Пленный  : [стихи] / И. А. Ерёмин. – Текст (визуальный) : непосредственный // Ленинский путь. – 1981. – 2 окт. – С. 3. Пленный
Ерёмин, И. А. Солдат : [отрывок из поэмы] / И. А. Ерёмин. – Текст (визуальный) : непосредственный // Ленинский путь. – 1977. – 22 янв. – С. 3. Солдат
Ерёмин, И. А. Солдатик ; Возвращение с войны : стихи Ерёмин, И. А. – Текст (визуальный) : непосредственный // Кадры-селу. – 2004. – 8 сент. – С. 7.  
Ерёмин, И. А. Солдатик ; Возвращение с войны ; Завещание ; Красные следопыты ; Осень на Амуре ; Ты опять говоришь о другой… : [стихи] / И. А. Ерёмин. – Текст (визуальный) : непосредственный // Дальний Восток. – 1975. – № 9. – С. 3–6. Солдатик
Ерёмин, И. Солдатка ; Далёкий свет ; Зрелость : [тема Великой Отечеств. войны в творчестве И. Ерёмина] // Десять книг о войне : беседы с родителями о кн. амур. писателей / сост. О. А. Барсова. – Благовещенск : [б. и.], 2009. – С. 11–15.  
Ерёмин, И. А. Ходоки ; В дни войны ; Санная дорога ; Из детства : [стихи] / И. А. Ерёмин. – Текст (визуальный) : непосредственный // Наш современник. – 1969. – № 7. – С. 3–5.  

 

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ И. А. ЕРЁМИНА

Вейцман, З. Беспокойство : [о кн. «Земные корни» И. Ерёмина] / З. Вейцман. – Текст (визуальный) : непосредственный // Зейские огни. – 1974. – 30 янв. – С. 4. Беспокойство
Викулов, С. Доверяясь естественному чувству / С. Викулов. – Текст (визуальный) : непосредственный // Ерёмин, И. А. Земные корни : стихи. – Москва : Современник, 1973. – С. 4.  
Воронков, А. Игорь Ерёмин : слава и забвение / А. Воронков. – Текст (визуальный) : непосредственный // Амурский дилижанс. – 2004. – 20 сент. – С. 6, 11. Игорь Ерёмин слава и забвение
Воронков, А. Сердце поэта : [о поэте И. Ерёмине] / А. Воронков. – Текст (визуальный) : непосредственный // Амур : лит.-художеств. альм. – 2007. – № 6. – С. 87–91. Сердце поэта
Воронков, А. Сердце поэта : [о поэте И. Ерёмине] / А. Воронков. – Текст (визуальный) : непосредственный // Кадры – селу. – 2004. – 8 сент. – С. 6–7.  
Воронков, А. Энергия сердца : [о кн. «Сердцевина» И. Ерёмина] / А. Воронков. – Текст (визуальный) : непосредственный // Амурский комсомолец. – 1976. – 6 авг. – С. 4. Энергия сердца
Воронков, А. Это был поэт с большой буквы : [о поэте И. Ерёмине] / А. Воронков. – Текст (визуальный) : непосредственный // Проспект Пушкина. – 2004. – 2 апр. – С. 2. это был поэт с большой буквы
Дегтярев, Н. Светом стать и пережить себя : [о жизни и творчестве поэта, члена Союза писателей СССР И. А. Еремина] / Н. Дегтярев. – Текст (визуальный) : непосредственный // Просто газета. – 2019. – 17 сент. (№ 37). – С. 4. Светом стать
Демидов, С. Верность традиции : [о поэме «Солдатка» И. Ерёмина] / С. Демидов. – Текст (визуальный) : непосредственный // Амурский правда. – 1975. – 31 окт. – С. 4. Верность традициям
Демидов, С. Гражданственность – талант нелёгкий буквы : [о поэте И. Ерёмине] / С. Демидов. – Текст (визуальный) : непосредственный // Амурский комсомолец. – 1974. – 4 янв. – С. 3.  
Демидов, С. Мир открытый и радостный : [о кн. «Ладони» И. Ерёмина] / С. Демидов. – Текст (визуальный) : непосредственный // Амурский комсомолец. – 1972. – 10 сент. – С. 4. Мир открытый и радостный
Добровенский, Р. Быть первооткрывателем : [о кн. «Ладони» И. Ерёмина] / Р. Добровенский. – Текст (визуальный) : непосредственный // Дальний Восток. – 1976. – № 6. – С. 148–149. Быть первооткрывателем
Игнатенко, И. Неумолкающее эхо : амур. поэты о Великой Отечеств. войне : [очерк] / И. Игнатенко. – Текст (визуальный) : непосредственный // Приамурье-2015 : альм. : лит.-художеств. изд. – Благовещенск, 2015. – № 13 (31). – С. 18–19.  
Кабушкин, И. Большак, вместивший судьбу народа : [о кн. «Большак» И. Ерёмина] / И. Кабушкин. – Текст (визуальный) : непосредственный // Амурский комсомолец. – 1982. – 18 апр. – С. 3. Большак, вместивший судьбу народа
Кадомцев, И. Поэма о солдатке : [о творчестве И. Ерёмина] / И. Кадомцев. – Текст (визуальный) : непосредственный // Ленинский путь. – 1975. – 6 авг. – С. 4. Поэма о солдатке
Камышникова, И. О сборнике «Земные корни» И. Ерёмина / И. Камышникова. – Текст (визуальный) : непосредственный // Неделя. – 1973. – 3 авг. – С. 14.  
Лебедев, Б. Тема Родины и народа : [о кн. «Большак» И. Ерёмина] / Б. Лебедев. – Текст (визуальный) : непосредственный // Амурская правда. – 1982. – 16 мая. – С. 4. Тема Родины и народа
Лещенко, В. Жизни основа : [о кн. «Сердцевина» И. Ерёмина] / В. Лещенко. – Текст (визуальный) : непосредственный // Ленинский путь. – 1977. – 10 сент. – С. 4. Жизни основа
Маслов, О. Живое слово : [о кн. «Земные корни» И. Ерёмина] / О. Маслов. – Текст (визуальный) : непосредственный // Амурский комсомолец. – 1973. – 9 дек. – С. 4.  
Назарова, И. С. Ерёмин Игорь Алексеевич : [биогр. справка и список лит.] / И. С. Назарова. – Текст (визуальный) : непосредственный // Энциклопедия литературной жизни Приамурья XIX–XX веков / сост., вступ. ст. А. В. Урманова. – Благовещенск : Издательство БГПУ, 2013. – С. 142–145. Ерёмин Игорь Алексеевич
Назарова, И. С. Образ ладоней в лирике И. Ерёмина / И. С. Назарова. – Текст (визуальный) : непосредственный // Лосевские чтения – 2010 : материалы регион. науч.-практ. конф. / под ред. А. В. Урманова. – Благовещенск : Издательство БГПУ, 2010. – Вып. 3. – С. 87–96. Образ ладоней
Недельский, Н. Новая встреча с поэтом : [о кн. «Сердцевина» И. Ерёмина] / Н. Недельский. – Текст (визуальный) : непосредственный // Амурская правда. – 1976. – 20 авг. – С. 4. Новая встреча с поэтом
Недельский, Н. С любовью к Родине, к России : [о кн. «Большак» И. Ерёмина] / Н. Недельский. – Текст (визуальный) : непосредственный // Амурская правда. – 1981. – 27 июня. – С. 4. С любовью к Родине, к России
По зову сердца : о жизни и творчестве Игоря Ерёмина : к 85-летию со дня рождения : информ.-метод. материалы / Амур. обл. науч. б-ка им. Н. Н. Муравьёва-Амурского ; сост. В. Соломенник. – Благовещенск, 2020. – 176 с. + 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM). – (Русские судьбы: амурские писатели ; вып. 14).   
Полтавцев, И. Дни и годы с Игорем Ерёминым / И. Полтавцев. – Текст (визуальный) : непосредственный // Амур : лит.-художеств. альм. – 2005. – № 4. – С. 78–92. Дни и годы с Игорем Ерёминым
Филатов, А. «…светом стать и пережить себя» : [о поэте И. Ерёмине] / А. Филатов. – Текст (визуальный) : непосредственный // Дальний Восток. – 2006. – № 2. – С. 161–167.  
Филатов, А. «…светом стать и пережить себя» : [о поэте И. Ерёмине] / А. Филатов. – Текст (визуальный) : непосредственный // Приамурье-2003 : лит.-художеств. альм. – Благовещенск : РИО, 2003. – С. 111–117. светом стать и пережить себя
Фотьев, Н. Зрелость : [о кн. «Земные корни» И. Ерёмина] / Н. И. Фотьев. – Текст (визуальный) : непосредственный // Амурская правда. – 1974. – 6 янв. – С. 4. Зрелость
Фотьев, Н. Жизнь, отданная творчеству : [о твор. пути поэта И. Ерёмина] / Н. И. Фотьев. – Текст (визуальный) : непосредственный // Ерёмин, И. Зрелость : стихи. – Хабаровск : Хабаровское книжное издательство, 1984. – С. 3–4. Жизнь, отданная творчеству
Фотьев, Н. Неразрывность судьбы : [об И. Ерёмине и его кн. «Окоём»] / Н. И. Фотьев. – Текст (визуальный) : непосредственный // Ерёмин, И. Окоём : стихи и поэмы. – Хабаровск : Хабаровское книжное издательство, 1978. – С. 5–8. Неразрывность судьбы
Чеботина, Л. Ф. Особенности лирики И. Ерёмина / Л. Ф. Чеботина. – Текст (визуальный) : непосредственный // Лосевские чтения – 2008 : материалы регион. науч.-практ. конф. / под ред. А. В. Урманова. – Благовещенск : Издательство БГПУ, 2008. – Вып. 1. – С. 116–124.