Галина Михайловна Тарасова родилась 30 августа 1935 г. в г. Свободном и застала начало войны в сознательном детском возрасте – в 6 лет. Многие детали военного детства с его лишениями и трудностями легли в основу ее рассказов. «Школа военных лет» – рассказ об ученических буднях в период войны, об уходе на фронт любимых учителей, об их гибели на поле боя и детском восприятии этих трагических событий. Рассказ «Ребятня» – о жизни детей в период войны, об их простых радостях и печалях, бесхитростных играх и увлечениях, о переживании общей судьбы народа в столь юном возрасте.
Первый День Победы глазами ребенка тоже представлен в прозе Г.М. Тарасовой:
— Победа! Победа! Победа! — Вскочила и запрыгала по своей не приспособленной для прыжков раскладушке.
Перепуганная истошным криком дочери, возвращавшаяся мать выронила пустое ведро себе на ноги и влетела в комнату. На Ульянку прикрикнули, чтобы дала послушать... Та резко села. Створки раскладушки сдвинулись и зажали прыгунью, но никто из взрослых не поспешил ей на помощь. Все напряжённо слушали Левитана.
Потом всё семейство разом заплакало и запричитало. Ульянка никогда не видела слёз на глазах отца, и ей было совершенно не понять, почему все плачут, когда нужно радоваться. Ведь мы победили!
Лишь повзрослев, Ульянка уразумела, что война — это не только фронт, где без разбору убивают и военных, и мирных жителей. Нужда и голод в тылу тоже убивают. Война — это беда для всех.
Много позже, когда Ульянка услышала песню Давида Тухманова «День Победы», слёзы сами побежали по её щекам. И она не знала, о чём больше плакала: о потерянном здоровье родителей, об изношенных нервах недоучившихся братьев, о нищенской одежде молодой тётушки, окончившей школу в победном сорок пятом, или просто от запомнившихся навеки слёз родных ей людей...
Но автора интересуют судьбы не только детей войны, но и семей, оставленных войной без кормильцев, и самих фронтовиков, и целых народов. Г. М. Тарасова пишет о разлученных войной влюбленных, которые смогли воссоединиться лишь в старости («И жизнь, и слезы, и любовь»), об оговоренной детьми учительнице, репрессированной за то, что та якобы рассказывала, что фашисты сбрасывают не бомбы, а ящики с шоколадками («Горечь сладких конфеток»), о нравственном выборе женщин, вынужденных продавать свое тело, чтобы дети были сыты («Нужда»), о редких встречах с родными-фронтовиками («Дорога к отцу», «Все вместе»), о положении немецких спецпереселенцев («Хлеб – фронту») и о многих других вопросах, неразрывно связанных с тяготами военного времени.
ОТДЕЛЬНЫЕ ИЗДАНИЯ, СОДЕРЖАЩИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ВОЙНЕ
Тарасова, Г. М. Воспоминания учительницы : рассказы из сер. «Житейская мозаика» / Г. М. Тарасова. – Свободный : Альта, 2017. – 256 с. – Текст (визуальный) : непосредственный. | |
Тарасова, Г. М. Горькие годы : рассказы из сер. «Житейская мозаика» / Г. М. Тарасова. – Благовещенск : РИО, 2002. – 127 с. – Текст (визуальный) : непосредственный. | |
Тарасова, Г. М. Избранное : стихи, рассказы, сказки, публицистика / Г. М. Тарасова. – Благовещенск : Приамурье, 2014. – 303 с. – Текст (визуальный) : непосредственный. | |
Тарасова, Г. М. Сугубо личное : рассказы из сер. «Житейская мозаика» / Г. М. Тарасова. – Благовещенск : Приамурье, 2012. – 158 с. – Текст (визуальный) : непосредственный. |
О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ Г. М. ТАРАСОВОЙ